timthumb121

Учимся составлять правильное ТЗ для семантического ядра

Здравствуйте. Многие из вас заказывают создание семантического ядра. Ядро нужно для подбора ключевых слов, по которым будет продвигаться сайт, оценки эффективности этих ключевых слов, бюджетов для их продвижения, конкурентности и т.д. Очень часто фрилансер, при обращению к нему, может попросить/потребовать у вас техническое задание (ТЗ) на создание семантического ядра. Это вполне нормальное явление и пугаться его не стоит. В этой статье я (как исполнитель) опишу, какое ТЗ будет наиболее понятно фрилансеру и почему следует включить предложенные мной пункты.

За последний месяц я выполнил около 20 заказов на семантическое ядро. Большая половина заказчиков сама мне объясняла, что им нужно, говорила на что делать акцент, какие запросы делать более приоритетными, объясняла мне особые пожелания, и в целом, ясно показывала мне, что заинтересована в результате. Один клиент буквально строил из себя партизана и мне приходилось тащить его за язык. Он отвечал настолько коротко, сухо и непонятно, что мне постоянно приходилось переспрашивать, уточнять. Даже на прямо поставленные вопросы, он отвечал максимально невнятно. Т.е. человек явно хотел усложнить мне работу и у него это решительно получалось. Закончилось все не слишком благоприятно и по завершении работы у меня утвердилось мнение, что результат заказчику вообще не нужен. Также ко мне обращались представители третьей группы заказчиков: тех, которые просто не понимают, что хотят получить в итоге. Они где-то слышали, что семантическое ядро для сайта нужно, но зачем, ответят не могут. У меня уходило много времени на то, чтобы объяснить людям, что им даст заказ СЯ, почему стоит сделать так, а не иначе, зачем им нужен тот тип информации о запросах (например бюджет продвижения), а другой (например сезонность) — им совершенно не нужен.

Проанализировав всех своих заказчиков, я пришел к выводу, что, в принципе, все они хотят что-то получить (кто-то в большей мере, кто-то — в меньшей), большинство из них пытается мне помочь, более детально растолковать пожелания и т.д, но при этом у нет объяснения, назовем это маленькой инструкцией, в какой форме задать вопросы, о чем, собственно, спрашивать и в каком виде освещать свои требования. Поэтому я решил написать эту инструкцию и опубликовать ее здесь, чтобы общение между заказчиком и исполнителем проходило намного легче:

1. Дайте исполнителю адрес сайта.

Это первое, что нужно сделать. Очень часто я сразу же определяю, что мне нужно сделать, какие запросы собрать и на какие страницы их распределить, только с помощью обычного анализа сайта. Если ваш сайт в разработке — объясните исполнителю, о чем он будет, при возможности, дайте ссылку на сайт конкурентов. Максимально подробно осветите ему тематику, будущие материалы и их структуру.

2. Укажите на приоритеты или особенности сайта

Ко мне однажды обратились за тем, чтобы создать СЯ для нового раздела (которого, кстати, на сайте еще не было). Понятно, что беглый анализ сайта (с первого пункта) мне бы в этом случае не помог, и только с помощью заказчика я смог узнать, о чем будет новый раздел и как его будут оформлять (структурно).

3. Расскажите о своей аудитории

Две недели назад ко мне обратился заказчик, для составления СЯ еще не созданному сайту посвященному викторинам. Мне очень помогло то, что он сразу же рассказал о своей аудитории: взрослая, платежеспособная аудитория. Вы представляете реакцию заказчика, если бы я предоставил ему СЯ, где перечислялись такие запросы: «Викторины для школьников», «Викторины до пяти лет» и т.д.? А ведь таких запросов 35-40% от общей массы! Так что очень важно указать аудиторию вашего сайта. Это значительно упростит и пояснит работу исполнителя.

4. Уточните детали

Регионы, по которым нужно собирать запросы, каким образом вы будете продвигать сайт (агрегаторы, директ, вечные ссылки и т.д.) — все это не придет в голову исполнителя с неба, это нужно уточнять.

5. Обсудите технические вопросы:

В каком формате вам удобней выслать ядро: .csv, xsl или .txt? Какие сроки вас устроят? Каким методом вы собираетесь оплачивать заказ? Нужно ли платить предоплату?

Если вы проанализируете все эти вопросы, дадите себе на них ответы и потом перенесете в ТЗ, то взаимопонимание между вами и исполнителем обеспечено. А взаимопонимание — это залог успешно выполненного семантического ядра. Заказать его, кстати, можете на этой страничке. Удачи!