voloz

Секрет успеха Яндекс

Очень любопытно проследить историю возникновения знакомых всем веб-ресурсов, например, поисковой системы «Яндекс». Поколению, с детства привыкшему к интернету, наверно, трудно представить, что в далеком 1987 году эта поисковая система еще только начала разрабатываться.

Именно в этот год один из основателей «Яндекса» — Аркадий Волож — полностью посвятил себя проблемам поиска информации по базе патентов. Вторым основателем проекта по праву считается Илья Сегалович, хотя он присоединился к исследовательской работе в этом направлении несколько позже. Через два года Волож совместно с американским партнером Робертом Стабблбайном основал компанию CompTek, которая специализируется на компьютерной технике.

С 1990 года начинается разработка непосредственно самого поискового программного обеспечения. Первые версии программы базировались на словаре Зализняка, это было необходимо для морфологического поиска, который впервые начали использовать основатели «Яндекса». Спустя некоторое время Илья Сегалович внедрил в поисковую систему механизм генерации гипотез, благодаря которому пользователь мог осуществлять поиск морфологических форм имен собственных и неологизмов, если даже они отсутствуют в словаре, но видоизменяются по общим правилам.

Интересно проследить историю возникновения названия популярной поисковой системы. Это название, придуманное для поисковой программы Ильей Сегаловичем в 1993 году, было синтезировано им из выражения yet another index», которое переводится как «ещё один индексатор». В первоначальном варианте слово писалось Яndex. Немного позже появились такие поисковые программы, как «Яндекс.Сайт» и «Яндекс.CD» и словарный сервер «Яндекс.Dict», что несколько облегчало работу с текстами на кириллице.

Страница yandex.ru появилась в интернете в 1997 году. В планы создателей «Яндекса» в то время входила только разработка технологий, они хотели продать поисковый сервер другим лидирующим на рынке информационных технологий компаниям, в их число входил и «Рамблер». По счастливой случайности, продажа не состоялась, и создатели ресурса самостоятельно запустили поисковую систему.

Дата 23 сентября 1997 года ознаменовалась официальным представлением поисковой машины «Yandex.Ru» на выставке Softool. Она предоставляла очень широкий спектр возможностей на тот период времени. В функционал системы входила проверка уникальности документов, поиск информации по точным словоформам и оценка релевантности. Всего через несколько месяцев появился естественно-языковый запрос, позволяющий создавать длинные вопросы на русском языке и получать быстрые ответы. Примечательно, что средняя длина запроса в «Яндексе» составляет на сегодняшний день около трех слов, в то время как в конце девяностых годов она равнялась 1,2 слова – пользователи поисковых систем в то время использовали исключительно телеграфный стиль.

В следующем году качество поиска информации в «Яндексе» заметно улучшилось. Пользователи получили уникальную возможность находить похожие файлы, осуществлять поиск информации в конкретном диапазоне дат и осуществлять сортировку результатов поиска по дате последнего изменения. В 1999 году «Яндекс» продолжает стремительно развиваться, появляется возможность оптимизации и ускоренного просмотра сайтов.

В новом тысячелетии «Яндекс» отделился от CompTek и стал самостоятельной организацией. Этот период запомнился тем, что появилось очень много инвесторов, готовых вкладывать большие средства в развитие веб-ресурсов. Среди желающих стать совладельцами перспективного «Яндекса» был и Юрий Мильнер, которому сегодня принадлежит Mail.ru и другие проекты. Запуск molotok.ru и narod.ru был осуществлен совместно с ним, но вскоре сотрудничество прекратилось, поскольку для Волож и Сегалович стала приоритетной независимость собственной компании. Общие проекты пришлось поделить.

Постоянный мониторинг качества поиска и самостоятельность в принятии важных решений позволили «Яндексу» не только догнать, но и вскоре перегнать лидеров поискового рынка «Рамблер» и «Апорт».
Несмотря на то, что к моменту запуска сервиса «Яндекс.Директ» контекстная реклама уже активно использовалась другими поисковыми системами, старт проекта в этой сфере деятельности оказался весьма успешным. В следующем году выручка увеличилась вдвое, что позволило «Яндексу» стать первой самоокупаемой российской интернет-компанией и выплатить за период 2002 года 100 000 $ дивидендов.
Неудивительно, что создателям «Яндекс» стали поступать заманчивые предложения о покупке компании, в том числе и от лидера поисковых систем Google. Но все предложения были отвергнуты, а Google до сих пор расценивается как главный конкурент компании в Рунете.

Но «Яндекс» не собирается сдавать позиции, ведя достойную борьбу со своим соперником и отвоевывая у него пространство для роста и развития.

Выручка компании стремительно выросла за три последующих года, составив в 2008 году триста миллионов долларов. Примечательно, что даже в период мирового финансового кризиса контекстная реклама, являющаяся главным источником дохода компании, приносила стабильную прибыль. А уже в 2010 году доля сервиса «Яндекс. Директ» на рынке контекстной рекламы в нашей стране составляла 75–80%.

Секрет успеха компании во многом определяется поисковыми инновациями, которые регулярно осуществляются администрацией «Яндекса». Так, в прошлом году, релевантность найденных страниц в результатах поискового запроса стала дифференцироваться по регионам. Улучшение качество поиска информации является приоритетным направлением развития компании. Этому способствует и привлечение на работу в компанию молодых, талантливых программистов.

В компании созданы оптимальные условия работы для всего персонала, ведь работники компании – это ее будущее. Именно они смогут сделать компанию успешной и процветающей благодаря своим удачным идеям и разработкам.