fond

Rambler начинает инвестировать в стартапы

Объединенная компания «Афиши» и Rambler создает собственный фонд венчурных инвестиций, обещая вкладывать до $100 тыс. в проекты на ранней стадии развития. Предпочтение будет отдаваться разработкам в электронной торговле, персональных и массовых коммуникациях. Аналогичный венчурный проект весной запустил «Яндекс».

«Рамблер-фонд» будет входить в капитал на начальной стадии, когда проект только запустился или существует на уровне идеи. Объем фонда не раскрывается, но компания намерена тратить на инвестиции в стартапы не менее $1 млн в год. Объем инвестиций в один проект составит от $50 тыс. до $100 тыс. на срок от щести месяцев до года, но эта цифра может быть увеличена в случае появления очень перспективного проекта. Планируется инвестировать приблизительно в десять проектов в год.

Аналитик компании «Тройка Диалог» Анна Лепетухина полагает, что 3 миллиона рублей — небольшая сумма для интернет-рынка. С такими средствами, по её мнению, можно финансировать только идеи, да и то при условии оказания поддержки другого рода — «финансовой, юридической и т.п.»

Надо заметить, что «Рамблер-фонд» и в самом деле обещает вкладывать в избранные стартапы «технологические и маркетинговые ресурсы» и делиться с ними опытом при помощи «менторов». Однако компанию интересуют проекты, у которых уже имеется как минимум бизнес-план и прототип.

Другой аналитик, Андрей Казаков из Foresight Ventures, считает, что такой подход может дать свои плоды, но лишь при условии, что «Рамблер-фонд» не будет ограничиваться десятью стартапами в год. «В противном случае экспертам придется тщательно выбирать проекты, надеясь, что из десятка три-четыре станут очень успешными, а остальные своей работой покроют потраченные на них средства», — полагает он.

Объединенная компания «Афиши» и Rambler была основана в 2010 году слиянием двух активов холдинга «ПрофМедиа», входящего в «Интеррос» Владимира Потанина: издательского дома «Афиша» и интернет-компании Rambler. В компанию входят интернет-ресурсы «Афиша», «Рамблер», «Лента», Price.ru и другие. По данным TNS, ежемесячная аудитория интернет-проектов объединенной компании превышает 17 млн человек, суммарная ежемесячная аудитория журналов — более 2 млн человек. Выручка «ПрофМедиа» за первое полугодие 2010 года составила 8,8 млрд руб., EBITDA — 2,1 млрд руб.

Примечательно, что начале 2000-х, когда «Рамблер» ещё был на коне, он активно занимался скупкой стартапов. Наиболее известным из них (и видимо, единственным живым в рамках холдинга на данный момент) является «Лента.ру». Чего нельзя сказать о многих других приобретениях «Рамблера» тех лет: они либо загнулись, либо ушли из холдинга.

Инвестиции в интернет-проекты на ранней стадии развития становятся все более популярными. Весной крупнейший российский поисковик «Яндекс» запустил «Яндекс.Фабрику», которая займется инвестированием (в среднем $50-150 тыс. на проект) как в зарубежные, так и в российские стартапы, связанные с интернет-бизнесом, мультимедиа, навигацией и другими технологиями.