Формат подкастов. Плюсы-минусы.

Прежде чем начать вести свою рубрику подкастов, нужно прежде всего определиться с тематикой, но и формату будущих «выступлений» следует уделить немало внимания, ведь как и тематика он сыграет не малую роль в развитии проекта: от него зависит частота сообщений, ведь время, которое тратится на подготовку разных подкастов, может очень сильно отличаться; аудитория — некоторые формы вещания более приятны посетителю, но готовить их сложней и пр.

Давайте более подробно остановимся на основных форматах подкастов.

Их можно разделить на два основных вида: аудио и видео.

Аудио

«Соло»

Монолог, темы которого могут быть самыми различными, начиная от новостей и мнений, заканчивая мануалами и руководстввами.

Плюс: самый легкий вид подкаста: с технической стороны — по сути, нужен лишь хороший микрофон, чтобы посетители могли хорошо вас слышать; еще один неоспоримый плюс данного формата заключается в том, что сообщение де факто можно читать с листа; монолог достаточно легко редактировать и при желании можно перезаписывать сколько угодно раз.
Минус: внимание аудитории удерживать в соло подкасте сложней, чем другими форматами.
Рекомендации: тщательно подходите к подготовке: как самого себя, так и материала; не размещайте в посте только лишь звуковую дорожку: краткое содержание подкаста придаст сообщению более приятный вид, поможет привести дополнительный трафик с поисковых систем, кроме того, описанием можно и заинтересовать посетителя.

Интервью

Суть понятна из названия, обычно проводится с известным человеком, интервью может быть как регулярной рубрикой, так и проводиться время от времени, чтобы разбавить свои соло подкасты.

Плюс: легче удержать внимание посетителей, чем монологом + вы «откусите» от пирога аудитории гостя.
Минус: зависит не только от лично вашей подготовки и оборудования; нужно согласовать график проведения; редактировать интервью несколько сложней, чем соло подкаст.
Рекомендации: тщательно готовьтесь к интервью: хорошо продумайте вопросы, которые вы могли бы задать своему гостю, узнайте о чем бы он сам хотел поговорить; также я бы советовал не зацикливаться на формате «вопрос-ответ» (да, это стандартная форма проведения интервью, но именно поэтому она уже не так интересна, а, следовательно, и не так эффективна), к примеру, можно провести краткое совместное освещение какого-то нововведения/события/темы.

Мульти-подкаст

Обсуждение какой-либо темы двумя и более людьми.

Плюс: данная форма подкаста позволяет сделать свое мини-шоу, интерес к такого рода мероприятиям значительно выше, чем к соло подкастам; общение обычно проходит достаточно живо.
Минус: чем больше человек вовлечено в дискуссию, тем: сложней согласовать графики — выбрать подходящую дату и время вещания; такой подкаст сложней редактировать, а следовательно вы затратите на него больше времени, чем на другие форматы.
Рекомендации: выбирайте такие темы, на которые у собеседников имелись бы разные мнения — никому не будет интересно общение типа: «Я так думаю», «да я тоже так думаю», «и я полностью с вами согласен», чем больше мнений, тем более интересным будет материал; не забудьте также напомнить всем участникам обсуждения, чтобы они придерживались элементарных правил приличия (не перебивали друг друга и пр.).

Видео

Единственное принципиальное отличие данного видео подкаста от аудио — это наличие визуального ряда помимо звуковой дорожки.

Плюс: видео вызывает намного больше интереса ,чем аудио
Минус: необходимо иметь хорошее оборудование, более-менее приличный софт для видео редактирования; времени на подготовку видео тратиться намного больше — помимо даты, нужно выбрать и место вещания (если не выбрать, то, по крайней мере, подготовить), если это не соло подкаст, то задача усложняется в двойне.
Рекомендации: если у вас нет камеры — не беда, есть множество программ, которые позволят записать видео ваших действий на ПК, поэтому подкаст можно провести в форме руководства к чему-либо, анализа сайтов, ниш на «живых» примерах и пр. Если камера все же имеется в наличии, то запись того, как вы сидите 15 минут и рассказываете о чем-либо будет иметь меньший эффект, чем чередование записи вашего лица и действий. Интервью формата видео будет намного сложней как записать, так и отредактировать — вашему собеседнику тоже будет необходимо записывать себя, после вам придется сделать из 2 видео одно. Если это мульти-подкаст, то я бы рекомендовал воспользоваться видео редактором и сделать так, чтобы на экране не чередовалось изображение нескольких человек (на это потратится очень много времени), а одновременно транслировалась запись всех беседующих — делим экран, например, на 4 части и транслируем синхронизированное видео 4 собеседников, также будет не лишним выделять, скажем, красной рамкой говорящего. При таком варианте необязательно даже иметь видео от всех собеседников: думаю, вам простят, если вместо 1 видео ряда вы разместите фотографию говорящего.

Еще несколько советов

После того как вы определились с форматом или комбинацией форматов, следует обратить внимание на такие моменты как:

  • Основная тематика ваших вещаний (другими словами — ниша).
  • Длительность 1 подкаста, соответственно, и количество тематических частей, на которое его лучше разделить (я бы рекомендовал 2-4)
  • Переход от 1 части к другой (к примеру краткий обзор того, что было и того, что будет).
  • Частота публикаций подкастов

Как часто вы делаете подкасты (если делаете вообще)? В каком формате?