angels

Почему бизнес-ангелы стали жадничать?

Как отмечают американские аналитики, в этом году происходит настоящий бум по созданию новых Интернет компаний в Кремниевой долине. Весьма неожиданный ажиотаж вызван успехом Facebook и других социальных сетей. Но, чем больше небольших бизнесов появляется, тем сложнее им привлекать инвестиции, особенно на начальном этапе развития.

Ситуации инвестиционного голода спровоцированы тем, что молодые предприниматели очень часто прибегают к так называемому промежуточному финансированию. То есть к кратковременным инвестициям, которые могут обеспечить развитие компании до того момента, когда она найдет источники долгосрочных капиталовложений. Многие ради этого снижают стоимость инвестиционного портфеля. В среднем инвестиционные портфели молодых компаний в Кремниевой долине сократились в последние месяцы с $5 млн. до $3 млн. В начале нынешнего года они упали с $8 млн. до $5 млн., рассказывает Навал Рэвикант, предприниматель и инвестор из Кремниевой долины, который владеет сайтом AngelList. Его интернет-ресурс предназначен для начинающих предпринимателей, которые ищут инвестора-ангела или другие источники финансирования проекта на стадии возникновения идеи.

По словам Рэвиканта, рынок вложений в молодые компании «слабеет день ото дня». Ежедневно на сайт AngelList в поисках источников финансирования заходят от 50 до 100 начинающих предпринимателей, но только один или двое добиваются реальной финансовой помощи. «Количество выживающих компаний все время сокращается, и больше всего страдают только что вышедшие на рынок молодые стартапы», — объясняет Рэвикант. И все же переизбыток интеренет-компаний на рынке сохраняется, утверждают предприниматели и инвесторы. Эта ситуация все больше начинает напоминать конец 1990 годов, когда лопнул так называемый интернет-пузырь и прибыли многих веб-компаний упали.

Как мы видим, в последние годы веб-компании появлялись одна за другой и венчурного капитала просто не может хватить на долгосрочное обеспечение роста всех. Так  считают инвесторы. В первую очередь потому, что доходы самих венчурных фондов в последнее время упали, а значит, неминуемо должны упасть и вложения в молодые компании. С января 2009 г. по сентябрь 2011 г. американские венчурные фонды заработали $39,2 млрд., что на 79% ниже суммы, которую они получили в период с 1 января 1998 г. по 21 декабря 2000 г. ($162, 5 млрд.). Более того, на этой неделе американская национальная ассоциация венчурных капиталистов объявила, что уровень ежеквартальных доходов американских венчурных фондов в третьем квартале этого года достиг низшей отметки за последние восемь лет.

Большая часть инвесторов полагает, что рынок сам скорректирует ситуацию. Скорее всего, исчезнут наименее конкурентоспособные фирмы, которые предлагают совсем не уникальные продукты. Их на рынке расплодилось великое множество, но именно благодаря им, начинающие предприниматели перестали формировать заоблачные по стоимости инвестиционные портфели. А Эйдин Сенкат, бизнес-ангел из Кремниевой долины, говорит, что не предоставляет многим финансирование по простой причине: «Еще недавно предприниматели формировали такие большие инвестиционные портфели, что это выглядело нездорово». Сам Сенкат, в последнее время стал чаще заключать договоры с зарубежными молодыми компаниями, которые просят меньше денег, чем стартапы в Кремниевой долине. Кроме того, инвестор предпочитает вкладывать деньги в утвердившиеся на рынке предприятия, а не в только что созданные. В этом году он, например, инвестировал средства в Rovio Inc., финскую компанию — производителя мобильной игры Angry Birds («Злые птицы»).

Инвесторы приветствовали бы любое понижение стоимости инвестиционных портфелей американских стартапов в Кремниевой долине. По наблюдениям Маркуса Шена, директора по корпоративному развитию компании Yahoo!, «сегодня стоимость инвестиционных портфелей пошла немного вниз, потому что появление слишком большого количества молодых интернет-компаний повысило конкуренцию на рынке». Если раньше многие начинающие веб-компании мечтали о независимости, то теперь они готовы продать себя инвесторам по самой разумной и наиболее возможной цене.