reklama

Интернет-реклама может оставить бумажные СМИ без денег

Доходы от рынка интернет-рекламы в Рунете в первом квартале 2011 года увеличились почти на 60 процентов по сравнению с первым кварталом прошлого года и составили почти семь миллиардов рублей. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) отмечает, что доходы Интернета от рекламы почти догнали печатные СМИ.

Всего за период с января по март нынешнего года объем российского рекламного рынка увеличился на 28 процентов — до 54 миллиардов рублей за вычетом НДС, передает Rwr.ru. На 29 процентов повысились затраты на телерекламу — до 28,2-28,7 миллиарда рублей, расходы на наружную рекламу выросли на 20 процентов — до 7,1-7,4 миллиарда рублей. Кроме того, за этот период рекламодатели отдали порядка 8,3-8,6 миллиарда рублей за рекламу в печатных СМИ и 2,1-2,3 миллиарда рублей — за радиорекламу.

Эти цифры в который раз заставляют экспертов говорить о том, что Интернет, который все активнее перехватывает аудиторию у новостных ресурсов, в будущем может лишить издателей средств к существованию.

Сегмент интернет-рекламы сегодня самый быстрорастущий и в основном за счет снижения доли рекламы в печатной прессе, пояснил член комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России Сергей Веселов. «В 2005 году доля Интернета была 2 процента, в 2010-м уже 11 процентов, — привел он статистику. — Тогда как доля печатной прессы была 29 процентов, а стала 18 процентов. Подсела наружная реклама с 17 процентов до 13 процентов».

Эксперт при этом обратил внимание на то, что в плане методики определения объема рекламы в Интернете есть проблемы. Несмотря на достаточную открытость самого рынка, «ее мониторинг — вещь очень сложная. И те методы, которые работают сейчас, не дают возможности точно определить многие параметры». По словам Веселова, «при определении доли рекламы в одном из сегментов Интернета, верхняя и нижняя границы оценки разошлись в полтора раза. Однако «сам рынок очень динамичный и точность оценки, соответственно, всегда ниже». Сергей Веселов отметил, что если рассматривать российский рынок, то в 2000 году доля рекламы в печатной прессе была 48 процентов, а интернет-сегмент отсутствовал как класс.

Выручка без НДС «Яндекса» от медийной рекламы по US GAAP в январе-марте 2011 года увеличилась почти на 122%, до 328 млн руб., от контекстной — на 62%, до 3,473 млрд руб., указал поисковик в проспекте эмиссии, поданном накануне IPO в Комитет по ценным бумагам и биржам США. Таким образом, доля «Яндекса» в сегменте медийной рекламы по итогам первого квартала составила 14-17%, а в контексте, основном источнике дохода для поисковика,— от 63 до 77%. Наиболее достоверной выглядит доля «Яндекса» в 63%, считает гендиректор агентства IContext Мария Черницкая.

Выручка Mail.ru Group по IFRS от медийной рекламы в январе-марте увеличилась на 90%, до $25,4 млн, от контекстной — на 121%, до $12,6 млн, сообщала компания в апреле. В пересчете на рубли ($1/29,164 руб. за первый квартал 2011 года и $1/29,8423 руб. за аналогичный период 2010 года) прирост составляет 85%, до 741 млн руб., и 116%, до 170 млн руб. Соответственно, доля Mail.ru Group в «медийке» достигает 32-39%, в контексте — от 3 до 4%. Mail.ru традиционно лучше остальных игроков продает рекламу в первом квартале, поэтому доля группы в сегменте медийной рекламы выше 30% выглядит вполне закономерно, признает гендиректор агентства MindShare Interaction Дмитрий Ашманов.

Вместе на Mail.ru Group и «Яндекс», исходя из их финансовых показателей, приходится 62-71% всех затрат на интернет-рекламу.

В мировой рекламе прогнозируется выход России на 11-е место по уровню объемов расходов на рекламу в 2011 году с долей 2,7 процента от объема мирового рынка и на 10-е место в 2012 году с долей 3 процента. Прогноз предполагает экономический рост в России в 2011 году в районе 4,2 процента, а также продолжение этой тенденции и в следующем году.

В общем,  перспектива сколотить капитал на рынке интернет-рекламы просто огромная. Осталось всего ничего – стать владельцем какого-либо крупного портала или поисковика 🙂