Эволюция логотипа

Дизайн логотипа становится несколько противоречивым явлением последнее время: один дизайнер говорит, что ему не составляет особого труда разработать хороший логотип, другой — что на это у него уходит достаточно большое количество сил и времени. Мы живем в эру брендов, а бренд — это не только логотип, более того, некоторые даже не считают его уж столь важным в процессе брендинга, считая его красивым, но в общем-то практически бесполезным рудиментом. В принципе, с таким утверждением можно и согласиться, ведь дизайн лого — только одна из граней формирования бренда, без которой вполне можно обойтись, но в тоже время многие маркетологи предпочитают использовать логотип в продвижении своей продукции/услуг. Давайте рассмотрим, от куда пришла мода на логотип, какую роль он играет сегодня, и попробуем представить, что ожидает его в будущем.

Символизм

История логотипа берет свое начало с первых попыток самовыражения человека, а основным элементом лого по сей день является символ — дизайнер, используя образ, обращается к исторической памяти и сознанию: так, например, яблоко у большинства жителей запада вызывает ассоциации с природой, едой, «запретным плодом», белоснежкой, компьютерами и т.п. Можно даже сказать, что дизайнер пытается наладить своеобразный диалог с обществом.

символизм логотипа

*фрагмент вазы, третье тысячелетие до н.э. Изображения на вазе очень схожи одновременно и с наскальными рисунками древности, и с лого фирмы «Puma». Такое сходство показывает, что общность может выдержать испытание как временем, так и расстоянием.

Логотипа стал таким, каким мы знаем его сегодня, благодаря популяризации брендов и корпораций двадцатого века, но отдельные люди, как и целые организации идентифицировали себя с огромным количеством знаков, подписей, эмблем и до этого времени на протяжении долгих лет. Ведь современная компания, которая позиционирует себя на рынке с помощью логотипа, цветов и слогана, не так уж и отличается от королевских дворов 15 столетия, общность которых выражалась семейным гербом, униформой и религиозными символами. Мы воспринимаем и познаем мир, общаемся друг с другом посредством огромного количества знаков и символов.
металлические печати мастеров прошлого

*Греческие печати, 5 ст. до н.э. Влиятельные граждане Греции использовали подобные литые печати для удостоверения подлинности документов — идентификация себя с определенным животным использовалась уже достаточно давно, да и сейчас компании частенько используют «братьев наших меньших» в логотипе (Lacoste и др.)

Символы — вещь очень субъективная и очень сильно зависит от культурных особенностей страны, та же свастика использовалась различными культурами по всему миру на продолжении пяты тысяч лет как позитивный символ  — удача, жизнь, солнце, сила, мощь; само слово имеет санскритские корни — svastika означает «богатство» или «благосостояние», но, к сожалению, в наше время этот символ имеет скорее негативную коннотацию. Никакой символ сам по себе не имеет значения, но как только его начинают ассоциировать с войной или огромной трагедией, этот символ может стать своеобразным «талисманом», способным вызвать бурную эмоциональную реакцию. Логотип зачастую — это несколько расплывчатая концепция, и два лучших профессионала сферы могут иметь кардинально противоположные мнения на его счет: от «шедевра» до «убожества», как уже говорилось выше: субъективность восприятия — отличительная черта лого.

Исторические «знаки отличия»

Множество штампов, символов идентифицировалось с определенными людьми на протяжении столетий, вот некоторые из них

использование печатей в книгах

*Штампы, используемые в печати, конец пятнадцатого столетия Выше упомянутые знаки — варианты тем «сферы и креста», символизирующие «власть Господа на Земле»

Альд Мануций и его

*Альд Мануций, трейдмарк однного «печатника» В основе данного символа лежит парадокс — он часто использовался вместе с эпиграфом: «Спеши медленно» — скорость символизируется быстры морским существом, а спокойствие — якорем.
варианты подписи Рембрандта

* Рембрандт хоть и «клеймил» свои картины  различными подписями, но их отличительная особенность — своеобразная «R».

Корпорации

Промышленная революция, как паровоз, потянула за собой значительное расширение массового производства товаров, что послужило значительным толчком для развития маркетинга как средства продвижения продукции. Корпорациям было сложно разработать простой знак отличия, т.к. конкуренция была достаточно жесткой, а большое количество различных компаний практически нивелировало возможность «выделиться». Тогда некоторые корпорации выработали общую дизайнерскую концепцию для всех товаров, другими словами, логотип стал использоваться как один из элементов широкой системы визуализации.

Венские мастерские

Венские мастерские (Wiener Werkstatte) — производственное и маркетинговое объединение основанное в Вене в 1903.

Венская мастерская, логотипы

*Знаки Мастерской, слева направо: монограмма компании, лого розы, логотип Галереи Митке.

печатный бланк Венской Мастерской

* Печатный бланк Мастерской

Ключь Мастерской с логотипом

Верность дизайну присуща Мастерской на всех уровнях: даже на простом ключе серванта есть лого.

Мастера образов

Логотип компании Вестингхаус

* Логотип Вестингхауса и годовой отчет, разработанный Паулем Рэндом

Такие выдающиеся дизайнеры как Пауль Рэнд, Милтон Глейзер помогли сформировать графическую составляющую потребительской культуры во второй половине 20 ст.

Музыкальное телевидение

Переход распространения информации от печатной формы к телевидению и радио знаминовал новый виток в истории развития логотипа.

MTV лого восьмидесятых

* Логотип MTV был разработан студией «Manhattan Design» в начале 80-х.

В начале 80-х телевидение стало несомненным лидером на информационном рынке, а лого MTV регулярно подстраивалось под изменчивую среду — его регулярно обновляли, изменяли, ломали и собирали заново, что подтолкнуло многих маркетологов к мысли, что трейдмарк может изменяться, что он не является неизменной константой.

Эра брендов

“Интернациональная компания добьется успеха, если будет производить бренд, а не товар” — Наоми Кляйн

Майкл Джордан, рекламная кампания Nike

Время, когда весь мир превращается в «солянку» из брендов, лого эволюционировало из знака качества продукта до визуализации культурных идеалов: Nike сегодня — это не просто производитель обуви, это концепт, который отображает первенство/превосходство в спорте — многие успешные компании привили людям ассоциации своей марки с чем-то большим, чем просто товар/услуга

Пост-брендовая эра

Times Square, огромное собрание логотипов и рекламы

*Таймс-Сквер

Бренд достиг пика своего развития, люди делают тату с логотипами компаний (как за вознаграждение, так и просто так), теперь не только компании, но и знаменитости превращаются в бренды. Логотип — не столько подпись или знак качества, сколько знамя будущих свершений компании.

Что ждет нас впереди?

В настоящий момент брендинг не имеет сильной, однозначной позиции на счет лого — некоторые предпочитают его иметь, другие — им пренебрегают, но не смотря на некоторую неустойчивость лого сегодня, в будущем оно будет широко использоваться, т.к. преобладающее большинство людей легче воспринимают визуальное «отражение» информации, поэтому дизайнер, способный вызвать у человека ассоциацию определенной информации с простенькой картинкой, будет не только успешным — своей кистью или правильнее будет сказать — «стилусом», он сможет влиять на развитие той или иной сферы нашего общества.