Google_poisk

Действительно ли поиск в том виде, каком мы его знаем, умирает?

Никто не отрицает, что в сегодняшний век Интернета Google является голиафом. Только в США сайт этой компании, как один из самых дорогих цифровых активов, в 2014 году имел ежедневную аудиторию в 238 миллионов уникальных посетителей — это 94% от числа пользователей Интернета.

 

Несмотря на продолжающийся рост и успех компании, даже Google не ожидает, что нынешнее преобладание поиска как пути выхода в Интернет продолжится. Несколько лет назад руководство компании предсказывало, что «конец поиска в том виде, каком мы его знаем, уже на горизонте». С оптимизмом они утверждают, что это является результатом их собственных инноваций, а не медленного спада Интернет-империи.

Использование поисковой машины уменьшается

В последние годы обнаружилась вызывающая обеспокоенность тенденция (по крайней мере, для Google): общее использование поисковой машины уменьшилось с 90% в 2009 году до 86% в 2014 году. Может показаться, что это не такой уж большой спад, если бы общее использование Интернета за этот же период не увеличилось на 67%. Таким образом, большое количество пользователей не обратилось к поиску.

Несмотря на такой спад, люди по-прежнему находят нужные им ресурсы в Интернете, но теперь уже с помощью новых инструментов – мобильных устройств.

Стремительный взлет мобильного поиска

Google стал главным игроком в эру, когда основными инструментами доступа в сеть были настольные компьютеры и ноутбуки. Сегодня стало намного больше устройств для доступа ко всемирной паутине. Это – мобильные телефоны и планшеты.

В течение последних четырех лет рост потребления цифрового медиа-продукта с помощью мобильных телефонов составил 364%, в то время как использование планшетов увеличилось на 1721%. Потребление с использованием компьютеров также выросло, но на мизерные 37% в течение этого же периода.

Частично причина небольшого роста в секторе стационарных компьютеров кроется в том, что многие американцы используют в основном мобильный Интернет.

Зависимость от смартфонов еще больше у поколения, выросшего в новом тысячелетии. 21% молодежи вообще не использует доступ в сеть через компьютер.

Тем не менее только увеличение использования мобильного доступа не объясняет, почему поиск должен уменьшаться. Смартфоны и планшеты имеют опции для поиска. Фактически 21% всех поисковых запросов в сети делаются с мобильных устройств.

Разгадка заключается в уникальной функциональности телефонов и планшетов, которые предлагают новые способы для навигации в Интернете.

Мобильные приложения начали затмевать поисковые машины

Мобильные приложения готовы стать лидерами в предоставлении доступа к Интернету. Уже сейчас они ответственны за 52% использования цифрового медиа-продукта.

Этот тренд является вероятным объяснением яркого контраста между рейтингом Google и мобильных устройств.

Google все еще доминирует с 50% охвата как исследовательский онлайн-канал. Но мы все видим, куда это идет, особенно наблюдая, как отличаются показатели использования мобильными устройствами поиска от Google.

Роковая ошибка Google

Никто не отрицает, что у Google самая сложная база данных в Интернете. Она предлагает миллиарды результатов и постоянно изобретает новые способы для определения ваших потребностей при поиске.

Однако может показаться, что как раз этот впечатляющий размах Google и заставляет людей обращаться к мобильным приложениям и другим сайтам, чтобы найти нужную им информацию.

Люди хотят получать персонализированную информацию, в то время как Google пытается быть всем для всех. В базе данных гиганта-поисковика просто слишком много соответствующих результатов, в то время как приложения и сайты выдают уже конкретные результаты, основанные на персональной информации.

Именно по этим причинам приложения используются как поисковые каналы, особенно среди молодежи, которая, как полагают, делает это на 30% чаще других.

Специализированные онлайн поисковые каналы

Поисковые машины обеспечивают большинство поисковых потребностей пользователей, но это ненадолго. В данный момент имеется большой выбор обзорных сайтов, блогов, сайтов брендов и объявлений, позволяющих пользователям производить узкоспециализированный поиск.

Многие каналы становятся привлекательнее, чем Google, из-за лучшего понимания того, какая именно информация нужна потребителю. Конечно, Google сделал большой шаг в адаптации локального поиска и задействовал искусственный интеллект для определения поисковых потребностей, но другие тоже двигались в данном направлении.

Facebook, например, продвинулся далеко в исследовании ИИ и имеет большую базу данных о предпочтениях и интересах своих пользователей, которая позволяет ему предлагать контент, товары, новости и даже рестораны, подходящие каждому отдельному субъекту.

В то же время Amazon становится главным конкурентом Google в поиске товаров. Для подбора наиболее подходящих результатов поиска он использует возможности таких сайтов, как IMBD и Shelfary.

Amazon является также лидером в предложении персонализированных рекомендаций, в то время как другие корпорации могут вскоре использовать ИИ для таких же целей, используя IBM’s Watson или Oracle’s Datalogix.

По мере улучшения функционала бренд-сайтов и онлайн-инструментов в предоставлении необходимого пользователю контента станут чаще возникать следующие вопросы:

  •  «Зачем спрашивать Google, когда я могу просто спросить Quora?»;
  • «Зачем искать картинки в Google, если я могу просто пойти во Flickr?».

Google предлагает действительно быстрый путь к этим сайтам, но для тех, у кого на телефоне установлено приложение от Flickr, вопрос о пути поиска уже давно потерял актуальность.

Имеешь приложение, значит, не нуждаешься в поисковых механизмах

Платформы, которые могут предложить широкий выбор индивидуального контента, надеются удовлетворить любые возможные потребности пользователей в Интернете. Поэтому они никогда не должны отказываться от приложений.

К примеру, раздел «Популярное» на Facebook создал мощную конкуренцию новостным сайтам (не говоря уже о поиске новостей от Google). Около 57% молодежи в США использует Facebook для просмотра новостей и информации, по крайней мере, один раз в день, а 14% делают это почти постоянно.

Активные пользователи Facebook проводят на сайте более 20 минут времени, что является пятой частью всего времени, проведенного ими в Интернете.

Twitter также прилагает усилия для привлечения пользователей к своему приложению и отвлечению их от поиска. Так называемый продвинутый поиск от Twitter позволяет пользователям находить твиты, основанные на специфических словах, именах, местах, датах и других критериях. Учитывая роль Twitter в распространении срочных новостей, нет оснований полагать, что многие посчитают его лучшим местом для получения последних, чем поиск новостей от Google.

В социальных платформах стали также появляться новые функции, позволяющие пользователям делать покупки прямо из приложения. Приложение Relay от компании Stripe является новым продуктом, позволяющим делать покупки сразу же после их обнаружения, не откладывая на потом. С этим инструментом уже возможны покупки в один клик на Twitter.

Теперь нет нужды срочно выходить из приложения, искать нужную вещь на Google и затем делать покупку. И это только вопрос времени, когда Relay от Stripe или похожие на него программы начнут появляться на других приложениях.

Умирает ли поиск в том виде, каком мы его знаем?

Google является самым мощным инструментом для доступа к цифровому контенту почти с момента его появления. Было бы глупо ожидать, что самая сложная информационная онлайн-база данных, которая продолжает расти и улучшаться, вскоре может прекратить свое существование.

Как и раньше, Google возглавляет рейтинг наиболее посещаемых и, соответственно, самых дорогих сайтов.

Но удивительно слабые показатели сайтов Google именно для использующих мобильный Интернет пользователей тоже о чем-то говорят.

Количество сайтов для поиска информации, доступных в сети в данное время, в сочетании с уникальными возможностями мобильных устройств предполагает, что развитие способов поиска информации в Интернете может пойти совсем иным путем.

Эти каналы будут становиться все более продуманными и популярными по мере увеличения аудитории, использующей смартфоны и планшеты для входа в Интернет.

Итак, хотя и медленный, но крах поиска в известном нам виде уже появился на горизонте.

Вывод

В долгосрочной перспективе компании, нацеленные в основном на оптимизации поиска в Интернете, столкнутся с неизбежностью замедления роста и расширения.

Самое время для маркетологов начать творчески думать об усилении открытий в широком спектре каналов, или они рискуют оказаться на медленно тонущем корабле.